В каждом человеке — солнце.

Только дайте ему светить. [Сократ]

  

 

ИГРАЕМ В  ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР !!!

(ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ…)

 

Нина Васина (г. Новошахтинск)

 

 Сцену нельзя топтать каблуками:

 По сцене - маленькой или большой

 Нужно ступать лишь босыми ногами

 И с абсолютно открытой душой.

 

 Сцена - ты остров в бушующем море,

 Щедрый оазис с прохладной водой.

 С сердцем распахнутым,

 В радость и в горе

 Я прихожу на свиданье с тобой.

 

 За исцеленьем души,

 За спасеньем

 От суеты набегающих дней,

 Чтобы любви и надежды мгновенья

 Не исчезали

 Из жизни моей!

 

***

Настоящий театр (а школьный театр именно таковым и является) - дело, требующее очень глубокого личностного участия. Через него мир открывается в своей целостности, а человек в неповторимости. Именно поэтому глубокое понимание УЧИТЕЛЬСКИМ СООБЩЕСТВОМ той педагогической действительности, которая существует в НАШЕМ школьном КОЛЛЕКТИВЕ, выделение болевых точек, реальных проблем и попытка говорить о них с подмостков школьной сценической площадки делает НАШ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ по-настоящему значимым в глазах тех, кто порождает эту педагогическую действительность, в глазах учащихся  ГИМНАЗИИ. И ответ на вопрос, зачем школе театр, будет очевиден.

 

***

 

По структуре школьный театр не обязан и не должен копировать "взрослые театры". Совершенно очевидно, что его задача не профессионализация ребенка, не победы на конкурсах, и уж тем более не удовлетворение несостоявшихся театральных амбиций своих руководителей. На мой взгляд, любое стремление школьного театра изобразить из себя театр профессиональный ведет к антипедагогическому результату. Дети не становятся профессиональными актерами, но и детьми быть перестают, теряют тот живой творческий потенциал, которым так щедро наградила природа любого ребенка. "Маленькие взрослые", выходящие на сцену, выдрессированные своими педагогами, похожи на заводных кукол, которых можно включить и выключить по необходимости, добавляя к этой механике фонограмму, свет, дорогие костюмы и декорации.

 

 

 Школьный театр может и должен имитировать взрослый театр в его лучших аспектах. Например, принцип коллективности, как ответственность за то дело, которое выполняешь лично ты. Этот принцип может быть реализован как в большом школьном коллективе, так и в маленькой группе, созданной для постановки одного единственного представления. И тогда становится не столь важным - выходишь ты на сцену, как главный герой трагедии, или рассаживаешь малышей в зрительном зале, объясняя им, куда и зачем они пришли.

 

***

В профессиональном театре существует понятие "актерское раскрытие", т.е. спектакль, или режиссер, или собственные усилия (а возможно - все вместе) позволили актеру максимально проявить свой творческий потенциал, свою профессиональную палитру. Есть этому аналог и в школьном театре. Именно аналог, потому что говорить о серьезном актерском раскрытии, по моему убеждению, в школьном театре не следует, даже если и произошло такое чудо. Но следует обязательно говорить о личностном раскрытии. Об открытых возможностях, о том труде, который был вложен, о том пути, который был проделан в преодолении себя, начиная с простых механических усилий по освоению текста и своевременной явке на репетицию и заканчивая удачно найденным интонированием, движением, созданием цельного сценического образа и прочими театральными премудростями.

 

***

 

 Одна из самых серьезных проблем школьного театра - это выбор репертуара. Как и из чего его выбирать, каждый коллектив решает сам. Но тенденции развития современного театра вообще таковы, что в последние 40-50 лет пьесы все меньше становятся определяющим носителем смысловой нагрузки спектакля. И все более лишь общим поводом для оного. Хорошо это или плохо для профессионалов - судить театроведу. Однако научиться выделять актуальную для данного коллектива проблематику в выбранной пьесе и сделать ее главной темой создаваемого спектакля - задача, разрешение которой для каждого школьного театра необходимо.

 

 Точное ощущение педагогической действительности каждого конкретного детского коллектива безошибочно подскажут произведения, к которым следует обращаться. Чаще всего это не пьесы, и тогда нужно искать или создавать инсценировки. Очень часто репертуар легко выявить, поговорив с ребятами о том круге чтения, который для них актуален сегодня. Возможно, будут названы те произведения, которые были культурным событием и в вашей жизни. Возможно, следует переиначить известные произведения, "ходячие" сюжеты, сообразуясь с участниками вашего коллектива, учитывая их характеры, возможности, "оспособленность" и прочее.

 

  Если вы чувствуете созвучие в проблематике, если в состоянии адекватно вместе с учащимися вскрыть содержание хорошей пьесы и потом опять совместно придумать интересную форму спектаклю, то чего лучше можно желать? Однако как часто в школах играют спектакли по пьесам русских и зарубежных классиков, в которых дети оказываются в роли иллюстративного материала к инфантильному пониманию этих произведений взрослыми! Бойтесь классики, господа, она не прощает халтуры и в состоянии умертвить даже детскую непосредственность. Но обращайтесь к классике, если вы чувствуете в ней живое созвучие потребностям детей, пришедших играть.

 

 Очень часто мы впадаем в крайности. Формально осовремениваем героев и даже саму фабулу классического произведения, думая, что тем самым приближаем их к нашим исполнителям. Приближение должно быть внутренним, основываться на вскрытии родства стремлений, переживаний, эмоций, на раскрытии вечных тем любви и ненависти, отношении к горю и счастью, войне и миру, рождению и смерти. На открытии вечного в сегодняшнем.

 

***

 

 Результат общих усилий - готовое представление, праздник или спектакль, концентрируют в себе все удачи, неудачи, усилия, старания, открытия, слезы, смех, ночные бдения над декорациями и афишами, выяснения отношений между родителями и учителями... Все-все-все. И потому время спектакля - это время "сгущения мира", его уплотнения до размеров прожитой жизни. Время замершего дыхания и самой высокой точки переживания за себя и самое главное - за других. За маму, сидящую в зале. И за девчонку, "которая наконец-то узнает, какой я на самом деле". За всех знакомых и незнакомых, пришедших увидеть меня в свете софитов, или меня - сшившего вот этот костюм, или меня - деловито устанавливающего аппаратуру (без которой, конечно же, ничего не будет!) или меня, стоящего при входе в зал, вежливо предлагающего публике оставить верхнюю одежду в гардеробе... "ведь вы пришли в театр...".  И этот театр создали для Вас Мы, ДРУЖНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ ВОСПИТАННИКОВ И ПЕДАГОГОВ ГИМНАЗИИ №3!!!!!

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz