Ежи Гротовский
АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ (1959—1962)
Вот примерный комплекс ежедневного тренинга.
А. Физические упражнения
I. Разогрев
1) Ритмическая ходьба с круговыми вращательными движениями рук и кистей.
2) Бег на носках. Тело должно ощущать полет,
невесомость. Импульс для бега исходит из плеч.
3) Ходьба на согнутых ногах, руки на бедрах.
139
4) Ходьба на согнутых ногах, руки охватывают
лодыжки.
5) Ходьба на слегка согнутых ногах, руки касаются внешней стороны ступни.
6) Ходьба на слегка согнутых ногах, пальцы
рук придерживают носки ступней.
7) Ходьба на вытянутых и жестких ногах, как если бы их тянули воображаемые струны, привязанные к рукам (руки вытянуты вперед).
8) Сожмитесь, делайте короткие прыжки вперед, всегда приземляясь в первоначальную позицию, руки держите позади ступней.
Примечание. Даже во время разогрева актер должен оправдывать каждую деталь тренинга точным образом, реальным или воображаемым. Упражнение можно вы- полнить правильно, только если тело не сопротивляется выявлению этого образа. Тело должно быть невесомым, восприимчивым к импульсам, прочным, как сталь, способным даже соперничать с законом
притяжения.
II. Упражнения на разминку мышц и позвоночника
1) Кошка. Это упражнение основано на наблю-
дении над кошкой, когда она просыпается и потя-
гивается. Человек лежит вытянувшись, лицом
вниз, полностью расслаблен. Ноги — чуть в сторо-
ны, руки под прямым углом к телу, ладони поверну-
ты вниз, к полу. «Кошка» просыпается и тянет руки
к груди, держа локти приподнятыми таким обра-
140
зом, что ладони становятся опорой. Бедра подни-
маются до тех пор, пока ноги, ступая на носках,
не подходят вплотную к рукам. Поднимите и вытя-
ните левую ногу в сторону, в то же время поднимая
голову и вытягивая шею. Опустите левую ногу на
пол, поставив ее на кончики пальцев. Повторите
эти движения правой ногой, вытянув голову вверх.
Вытяните позвоночник, перенеся центр тяжести
сначала в середину спины, затем ближе к затылку.
Перевернитесь и падайте на спину, расслабляясь.
2) Представьте, что по линии груди вы опояса-
ны металлическим обручем. Растяните его энер-
гичным расширяющим движением туловища.
3) Стойка на голове, ноги вместе (упор на стену).
Постепенно ноги раздвигаются как можно шире.
4) Отдых. Сидя на корточках, опустите голову
вниз, руки свободно висят между колен.
5) Вертикальное положение, ноги прямо
и вместе. Нагибайтесь к полу, чтобы голова косну-
лась коленей.
6) Энергичные вращения верхней части туло-
вища.
7) Ноги вместе, вспрыгнуть на стул. Импульс
идет не от ног, а от туловища.
8) Шпагат или полушпагат.
9) Из положения стоя наклоняйтесь назад,
в «мостик», пока руки не коснутся пола.
10) Ложитесь, вытянувшись, на спину. Энергич-
но перекатывайтесь вправо и влево.
11) Стоя на коленях, наклоняйтесь назад,
в "мостик", пока голова не коснется пола.
141
12) Прыжки, имитирующие движения кенгуру.
13) Сесть на пол. Спина и ноги прямые. Руки
положить на шею сзади и, давя на нее, накло-
нять голову вперед вниз, пока она не коснется
коленей.
14) Ходьба на руках и ногах, грудью и животом
вверх.
Примечание. Точно так же неверно вос-
принимать эти упражнения отвлеченно, не-
одушевленно. Упражнения служат исследо-
ванию. Это не автоматическое повторение
и не форма мускульного массажа. Напри-
мер, во время этих упражнений можно оп-
ределить центр тяжести тела, механизм
сжатия и расслабления мускулов, функцию
позвоночника в различных движениях, ана-
лизируя каждый сложный процесс и соотно-
ся его с возможностями отдельного сустава
или мышцы. Все это индивидуально и явля-
ется результатом продолжительных и ком-
плексных исследований. Только «исследо-
вательские» упражнения позволяют про-
никнуть внутрь организма актера и мобили-
зовать его ресурсы. Упражнения на повто-
рение дают самые плохие результаты.
///. Упражнения «кверху ногами»
Примечание. Эти упражнения не акро-
батика. Они составлены в соответствии
с правилами хатха-йоги и выполняются
очень медленно. Цели: исследование из-
142
менений, происходящих в организме, изу-
чение дыхания, ритма сердца, законов
равновесия и отношений между статикой
и движением.
1) Стойка на голове, опора на лоб и обе ладони.
2) Стойка на голове, позиция хатха-йога.
3) Стойка на голове, опора на левое (или пра-
вое) плечо, щеку и на руку (по всей длине).
4) Стойка на голове, опора на предплечье.
IV. Полет
1) Присесть на корточки, пятки на полу, макси-
мально сжаться. Подпрыгнуть и взмахнуть рука-
ми, как птица перед полетом.
2) Подпрыгивая, постепенно выпрямиться, ру-
ки продолжают взмахи, как бы пытаясь поднять
тело.
3) Продвигаться вперед движениями, сход-
ными с плавательными. Пока тело выполняет
эти плавательные движения, опора лишь на од-
ну точку — например, на носок одной ноги. Со-
вершайте стремительные скачки вперед, все
еще стоя на носке одной ноги. А вот другой ме-
тод: вспомните, как вы чувствуете себя во сне,
когда летаете, и спонтанно воспроизведите та-
кой полет.
4) Приземлитесь так, как это делает птица.
Примечание. Соедините эти упражне-
ния с другими, основанными на падениях,
кувырках, скачках и т.д. Цель — достиже-
ние длительного прыжка-полета, который
143
начинается, как будто птица взлетает, и за-
канчивается с ее приземлением.
V. Прыжки и кувырки
1) Кувырки вперед, опора на ладони:
а) кувырок вперед, опора на ладони;
б) кувырок вперед без опоры;
в) кувырок вперед, приземление на одну ногу;
г) кувырок вперед, руки за спиной;
д) кувырок вперед, опора на землю плечом.
2) Кувырки назад.
3) Прыжок тигра (нырок вперед). Можно де-
лать с разбегом, можно и без него. Руки вытяну-
ты, кувырок через препятствие, приземлиться на
плечо. Подняться тем же движением.
а) Высокий прыжок тигра.
б) Длинный прыжок тигра.
4) Прыжок тигра с немедленным кувырком назад.
5) Кувырок жестким телом, как у марионетки,
как будто внутри пружина.
6) Прыжок тигра, выполняемый одновремен-
но двумя актерами, траектории полетов пересе-
каются в воздухе на разной высоте.
7) Прыжок тигра, соединенный с кувырками,
в «боевой» ситуации, с использованием палки или
другого оружия.
Примечание. Во всех этих упражнениях,
кроме исследовательского фактора и изу-
чения собственного организма, есть эле-
мент ритмики и танца. Упражнения, осо-
бенно в «боевых» ситуациях, выполняются
144
под звуки барабана, бубна или чего-то по-
добного, чтобы оба — выполняющий уп-
ражнение и тот, кто выбивает ритм, импро-
визируя, стимулировали друг друга. В об-
стоятельствах «боя» физические реакции
сопровождаются спонтанными и нечлено-
раздельными криками. Актер должен на-
полнять все эти полуакробатические уп-
ражнения личной мотивацией, подчерки-
вая композицию начальными и конечны-
ми точками.
VI. Упражнения для ступней ног
1) Лечь на пол, слегка поднять ноги. Выполни-
те следующие упражнения для ступней ног:
а) сгибать и выпрямлять в лодыжке, вперед
и назад;
б) те же движения выполнять в стороны;
в) круговые движения ступней.
2) Положение стоя:
а) сгибать ноги в коленях, руки вытянуты, пят-
ки прижаты к полу;
б) ходьба на внутренней и внешней стороне
ступни;
в) голубиная походка (пальцы ног завернуты
внутрь, пятки врозь) на носках;
г) ходьба на пятках;
д) сгибать пальцы ног внутрь, к подошве, и вы-
прямлять их в противоположном направлении;
е) поднимайте пальцами ног маленькие пред-
меты (коробку спичек, карандаш и т. п.).
145
VII. Упражнения на подражание с концентраци-
ей на руках и ногах
VIII. Обыгрывание любой темы во время ходьбы
и бега
Б. Пластические упражнения
I. Элементарные упражнения
Примечание. Эти упражнения основаны
на системе Далькроза и других классичес-
ких европейских методиках. Их главный
принцип — исследование противополож-
ных векторов. Особенно важно изучение
векторов противоположных движений (на-
пример, кисть руки делает круговые дви-
жения в одном направлении, а локоть дви-
гается в обратном) и контрастных обра-
зов (например, руки принимают, а ноги от-
казывают). Таким образом, каждое упраж-
нение подчинено изучению индивидуаль-
ных средств выражения, их сопротивления
и их общих центров в организме.
1) Руки в стороны, ритмическая ходьба. Вра-
щение плечами и руками, локти максимально от-
ведены назад. Кисти рук вращаются в направле-
нии, противоположном движению плеч и локтей.
Все тело усиливает эти движения, во время этих
вращений плечи поднимаются, как бы поглощая
шею. Представьте, что вы дельфин. Постепенно
усиливайте ритм вращений, пусть тело растет
вверх (ходьба на носках).
146
2) «Перетягивание каната». Воображаемый
канат натянут перед вами и должен помочь дви-
гаться вперед. Но не руки тянут за собой тело,
а туловище двигает руки вперед. Подтянитесь
вперед настолько, чтобы оставшиеся позади ноги
коснулись пола коленями. Движение тела должно
быть резким и сильным, как движение весла, раз-
резающего высокую волну.
3) Прыгните вперед на носках, согнув колени
при приземлении. Вернитесь в положение стоя
эластичным и энергичным движением, повторите
прыжок на носках, с последующим сгибанием ко-
леней. Импульс исходит из бедер, которые рабо-
тают как пружина, регулируя фазу сгибания коле-
ней и последующий прыжок. Руки вытянуты в сто-
роны, одна ладонь ласкает, вторая отталкивает.
Человек должен чувствовать себя очень легким,
мягким и эластичным, как резина.
4) Вращения в разные стороны. Положение
стоя, ноги врозь. Сделайте четыре поворота голо-
вой направо, затем туловищем — налево, основа-
нием позвоночника — направо, бедрами — нале-
вo, левой ногой — направо, левым бедром — на-
лево, левой лодыжкой — направо; затем поворо-
ты правой рукой налево, предплечьем — напра-
во, ладонью — налево. Задействовано все тело,
но импульс исходит из основания позвоночника.
5) Стойка — ноги в стороны, руки вытянуты
вверх над головой, ладони соприкасаются. Вра-
щайте туловище, максимально наклоняясь к полу.
Руки сопровождают это двойное движение — вра-
147
щение и наклон. Возвращение в начальную пози-
цию. Прогнувшись назад, закончить упражнение
«мостиком».
6) Ритмическая ходьба. Первый шаг — обыч-
ный. На второй согните колени таким образом,
чтобы ягодицы коснулись пяток, корпус прямой.
Вернитесь в исходную позицию в том же ритме
и повторите это чередование обычного шага и ша-
га со сгибанием колен.
7) Импровизации руками. Потрогать, прикос-
нуться, почувствовать, погладить различные
предметы, материалы, фактуры. Все тело выража-
ет осязательные впечатления.
8) Игры телом. Дайте себе конкретное зада-
ние, например, противопоставить одну сторону
тела другой. Правая часть грациозна, мягка,
прекрасна, ее движения привлекательны и гар-
моничны. Левая сторона завистливо наблюдает
за правой, выражая движениями обиду и нена-
висть. Она атакует правую сторону, стремясь ото-
мстить за свою неполноценность и разрушить
ее. Левая сторона побеждает, но победа эта —
на грани поражения, потому что без правой сто-
роны она не может двигаться, не может жить.
Вот один из примеров. Тело легко может быть
разделено на противоборствующие части, на-
пример верхняя против нижней. Точно так же
могут быть противопоставлены отдельные конеч-
ности — рука против ноги, одна нога против дру-
гой, голова против руки и т.д. Важно полностью
овладеть воображением, которое сообщает
148
жизнь и смысл не только тем частям тела, кото-
рые непосредственно вовлечены в борьбу,
но и остальным. Например, во время борьбы
между руками ноги могли бы выразить ужас,
а голова — изумление.
9) Неожиданные движения. Например, выпол-
нять вращательные движения обеими руками.
Сначала движение выполняется в одну сторону,
но спустя несколько секунд становится очевид-
ным, что это движение ложное, а предполагалось
вращение в противоположную сторону. Направле-
ние меняется после краткого мгновения непо-
движности. Начало движения всегда должно быть
подчеркнутым, а затем оно внезапно изменяет-
ся — после короткого замирания — на правиль-
ное. Другой пример: медленно начните ходьбу,
как бы с усилием. Неожиданно, после краткой ос-
тановки, переходите на легкий и изящный бег.
//. Упражнения в композиции
Примечание. Эти упражнения были
адаптированы в соответствии с формиро-
ванием жестовых идеограмм, как в древ-
нем и средневековом европейском театре
или африканском и восточном театрах. Од-
нако это не поиск фиксированных, готовых
идеограмм, как в Пекинской опере, где ак-
тер, чтобы изобразить цветок, выполняет
специфические и неизменные жесты, иду-
щие из глубины вековой традиции. Новые
идеограммы следует постоянно искать,
149
и их композиция появится немедленно
и спонтанно. Начальной точкой таких жес-
товых форм является стимулирование во-
ображения и открытие простейших челове-
ческих реакций. Конечный результат — это
живая, динамичная форма, обладающая
собственной логикой. Эти упражнения
в композиции предоставляют неограни-
ченные возможности. Здесь приведены
лишь несколько из тех, что подходят для
дальнейшего развития.
1) Цветение и увядание тела. Шагайте ритмич-
но. Как в растении, в вас поднимаются соки,
от ступней ног вверх по всему телу, достигая рук,
которые зацветают, как и все тело. Во второй ча-
сти упражнения конечности-ветви вянут и умира-
ют одна за другой. Закончить упражнение ритми-
ческой ходьбой.
2) Образ животного. Это упражнение не за-
ключается в буквальной и реалистичной имита-
ции четвероногого животного. Не нужно «играть»
животное, но, используя подсознание, создать
образ животного, чей обобщенный характер вы-
ражает ту или иную черту человеческого состоя-
ния. Начинать надо с ассоциации. Какое живот-
ное ассоциируется с жалостью, коварством, муд-
ростью? Ассоциация не может быть банальной,
стереотипной: лев — воплощение силы, волк —
коварства и т.д. Важно определить жизненный
центр животного (морда у собаки, спинной мозг
у кошки, брюхо у коровы и т.д.).
150
3) С помощью ассоциаций с людьми, ситуация-
ми, воспоминаниями трансформируйте себя в де-
рево. Мускулы, реагируя, будут выражать личные
ассоциации. Для начала можно сконцентрировать
ассоциации на одной определенной части тела.
Так как интенсивность реакций возрастает, в уп-
ражнение вовлекается все тело. Жизненность это-
го дерева, его напряжение и расслабление, мик-
родвижения обогащаются с помощью ассоциации.
4) Цветок. Ступни ног — это корни, тело — сте-
бель, ладони — венчик цветка. Все тело живет,
трепещет и вибрирует от момента рождения цвет-
ка, ведомое ассоциацией. Дайте «цветку» логиче-
ский смысл, который в одно и то же время полон
грусти, трагизма и опасности. «Цветок» отделен от
созидающего его процесса, это выражается че-
рез руки, выполняющие функцию риторических
жестов в диалоге.
5) Ходьба босиком по разным воображаемым
типам поверхности (мягкой, скользкой, гладкой,
мокрой, надутой, колючей, сухой, покрытой сне-
гом или горячим песком, по кромке воды и т.д.).
Ступни ног — это центры выразительности, пере-
дающие свои реакции всему телу. Повторите уп-
ражнение, обувшись, но сохранив выразитель-
ность ступней. То же самое упражнение в прило-
жении к кистям рук, которые чувствуют, трогают,
гладят определенные материалы и поверхности
(по-прежнему воображаемые). А теперь кисти
и ступни должны реагировать одновременно на
противоположные импульсы-ощущения.
151
6) Аналогии с новорожденным.
а) Наблюдайте за новорожденным и сравните
его реакции со своими.
б) Понаблюдайте за проявлениями младенче-
ства в чьем-либо поведении (например, есть люди,
которые курят так, как будто сосут грудь матери).
в) Найдите стимулы, которые пробудят в вас
потребности, свойственные младенцу (например,
поиск человека, дающего ощущение защиты; же-
лание сосать; необходимость ощутить тепло; инте-
рес к своему телу; желание утешиться).
7) Изучение различных типов походки.
а) Тип походки, определяемый возрастом,
когда центр движения переносится в различные
части тела. В детском возрасте таким центром
являются ноги, в юности — плечи, в зрелом — ту-
ловище, в предстарческий период — голова,
в старости — снова ноги. Понаблюдайте за изме-
нением жизненного ритма. Для юноши окружаю-
щий мир кажется медленным по отношению к его
движениям; в то же время относительно старика
мир движется быстро. Это, конечно, всего лишь
два из множества возможных ключей для интер-
претации.
б) Тип походки, определяемый различными
вариантами психической активности (флегматич-
ный, агрессивный, нервный, сонный и т.д.).
в) Походка как средство раскрытия тех черт
характера, которые человек хочет скрыть.
г) Различные типы походки, зависящие от пси-
хологических и патологических характеристик.
152
д) Пародии на различные виды человечес-
кой походки. Самое главное здесь уловить мо-
тивы походки, а не готовый результат. Разобла-
чение может оказаться поверхностным, если не
содержит элемент самоиронии, если за на-
смешку над другими не платишь насмешкой над
самим собой.
8) Выберите эмоциональный импульс (напри-
мер, плач) и перенесите его в какую-нибудь часть
тела, например в ступню, которая должна будет его
выразить. Конкретный пример — Элеонора Дузе,
которая без помощи лица и рук «целовала» всем те-
лом. Выразите два контрастных импульса двумя ча-
стями тела: ладони рук смеются, а ступни ног плачут.
9) Ловите свет разными частями тела. Оживите
их, создавая различные формы, жесты, движения.
10) Формы мускулов: плечо кричит, как лицо;
живот радуется; колено благодарит.
В. Упражнения маски лица
Эти упражнения основаны на различных пред-
положениях Дельсарта, в особенности на его раз-
делении каждой лицевой реакции на интра- и экс-
травертные импульсы. Каждая реакция может
быть отнесена к одной из следующих категорий:
I) движение, создающее контакт с внешним ми-
ром (экстравертные импульсы);
II) движение, стремящееся отвлечь внимание
от окружающего мира и сконцентрировать его на
субъекте (интравертные импульсы);
III) промежуточные и нейтральные состояния.
153
Тщательное изучение механизмов этих трех
типов реакции очень полезно для композиции
роли. На основе этих типов реакции Дельсарт
произвел детальные и точные анализы реакций
человеческого тела и даже таких его частей,
как брови, веки, губы и т.д. Однако интерпрета-
ция Дельсарта этих типов реакции неприемле-
ма, так как относится к театральным условиям
XIX века. Интерпретация должна быть чисто
личная.
Реакции лица тесно связаны с реакциями все-
го тела. Однако это не освобождает актера от ис-
полнения лицевых упражнений. В дополнение
к системе Дельсарта полезен тренинг лицевых
мускулов, используемый актерами классического
индийского театра Катхакали.
Цель этого тренинга — контроль за каждым му-
скулом лица, позволяющий переступить пределы
стереотипной мимики. Тренинг задействует со-
знание и затрагивает каждый мускул лица. Очень
важно уметь включить в движение, симультанное,
но разноритмичное, различные мускулы лица. На-
пример, брови быстро двигаются вверх-вниз,
а мускулы щек медленно трепещут, или — левая
сторона лица реагирует быстро, а правая остает-
ся инертной.
Все упражнения, описанные в этой главе,
должны исполняться без перерыва, без пауз на
отдых или на личные реакции. Даже краткий от-
дых является здесь частью упражнения, цель ко-
торого — не развитие мускулов или физическое
154
совершенство, но процесс поиска, ведущий
к уничтожению сопротивлений в теле актера.
ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ.
Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.
Техника речи – один из разделов культуры речи, она является базой речевой культуры. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого.
«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К.С.Станиславский).
Ясное и четкое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его. К речевому аппарату относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.
В структуре речевого аппарата могут быть дефекты, являющиеся причиной сюсюканья, шепелявости, картавости, тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечеткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой.
Студентам необходимо помнить о систематичности упражнений. Техника речи – практический предмет, только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции. Даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании.
Необходимо знать свои недостатки, понять и освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесения того или иного звука. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной.
К.С.Станиславский придавал большое значение тренировке речевого аппарата. Часто встречаются люди с вялой речью, леностью языка и плохой работой нижней челюсти (челюстной зажатостью).
Для развития органов речи необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, с ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют систематической тренировки. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи.
Упражнения по тренировке нижней челюсти, губных мышц, мышц языка изложены в учебниках и будут даны в процессе практической работы. Все упражнения артикуляционной гимнастики надо проделывать, соблюдая последовательность, до полного и правильного усвоения.
Когда вы овладеете своим речевым аппаратом и поймете функции отдельных его частей, тогда можно переходить к работе над исправлением отдельных гласных и согласных звуков.
Краткое описание положения артикуляционного аппарата при произнесении гласных звуков.
· И - Нижняя челюсть слегка опущена. Верхняя губа поднята. Края нижних и верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами небольшое (2 – 3 мм). Кончик языка упирается в нижние резцы.
· Э - Нижняя челюсть опущена несколько больше, чем при произнесении И. Верхние резцы обнажены. Расстояние между зубами – большой палец, кончик языка у нижних резцов.
· А - Рот раскрыт. Нижняя челюсть опускается больше, чем при произнесении Э. Края верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами – два пальца, положенные друг на друга. Язык лежит плоско.
· О - Губы имеют округлую форму и выдвинуты вперед. Язык несколько оттянут назад.
· У - Губы выдвинуты вперед в виде воронки. Язык сильно оттянут назад.
· Ы - Артикуляция Ы такая же, как при произнесении И; меняется только положение языка. Кончик языка оттянут назад (как при О).
Йотированные звуки Е, Я, Ё, Ю состоят из согласного звука [Й] и гласных звуков [Э], [А], [О], [У].
Упражнения на гласные звуки могут служить хорошей артикуляционной гимнастикой.
Произнесение гласных звуков в различных сочетаниях способствует развитию и укреплению верхней губы, языка, нижней челюсти.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Гласные звуки образуют мелодику речи, ее звучность. Гласных звуков 6:
[И], [Э], [А], [О], [У], [Ы].
Из этих звуков составьте таблицу, которая будет взята за основу тренировки:
И – Е, И – Э, И – Э;
Э – А, Э – А, Э – А;
А – О, А – О, А – О.
У – Ы, У – Ы, У – Ы;
О – У, О – У, О – У;
Это упражнение можно комбинировать по-разному, изменяя порядок и последовательность гласных, а затем и согласных звуков.
Для тренировки внимания рекомендуется добиваться различных акцентов:
И – Э – А – О – У – Ы
Под ударением первый звук, остальные произносятся ровно;
И – Э – А – О- У – Ы
Под ударением второй звук и т. д.
ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ Е, Я, Ё, Ю.
Эти звуки образуются из сочетания двух звуков для каждой согласной: Е=Й+Э, Я=Й+А, Ё=Й+О, Ю=Й+У.
Для упражнений нужно чередовать гласные звуки с йотированными.
Например:
И–ЙИ, Э–Е, А–Я, О–Ё, У-Ю.
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки более трудны для произношения. Они придают речи четкость, выразительность, помогают формировать слова.
При произношении гласных звуков требуется напряжение какой-либо одной части речевого аппарата.
При тренировке согласных звуков следует обратить внимание на упругость и крепость органов речи при их смычках и взрывных звуках.
Согласные звуки бывают звонкими, в их произношении участвует голос:
[Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З],
[Л], [М], [Н], [Р].
Звуки [М], [Н], [Л], [Р] называют еще сонорными, так как у них нет парных глухих.
При произношении глухих согласных звуков голос не участвует:
[П], [Ф], [К], [Т],
[Ш], [Щ], [Ч], [Ц].
Звуки [Ц], [Ч], [Щ] – сложные, они называются аффрикатами (слитными).
Например:
звук [Ч] артикулируется из «ТЬ» и «ШЬ»;
звук [Щ] артикулируется из «ШЬ» и «ШЬ».
Звуки [С] и [З] – свистящие;
звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ] – шипящие.
Пример упражнений на согласные звуки.
Звук [П] - глухой, звук [Б] - звонкий.
1. Чередовать: П, Б (несколько раз).
2. ПИ – ПЭ – ПА – ПО – ПУ – ПЫ.
3. БИ – БЭ – БА – БО – БУ – БЫ.
4. ПЕ – ПЯ – ПЕ – ПО.
5. БЕ – БЯ – БЕ – БО.
6. ПИББ – ПЭББ – ПАББ – ПОББ – ПУББ – ПЫББ.
7. БИПП – БЭПП – БАПП – БОПП – БУПП – БЫПП.
8. ПИББИ – ПЭББЭ – ПАББА – ПОББО – ПУББУ – ПЫББЫ.
9. БИППИ – БЭППЭ – БАППА – БОППО – БУППУ – БЫППЫ.
Можно составлять различные варианты упражнений, чередуя глухой и звонкий звук со всеми гласными.
Отрабатывая произношение отдельных звуков, следует проверять правильность положения частей речевого аппарата.
Более сложны в произношении смягченные звуки [Т] и [Д] (ТЬ и ДЬ).
Тренировать эти звуки нужно с йотированными гласными звуками.
Например:
ТИ, ТЕ, ТЯ, ТЁ, ТЮ, ТИ;
ДИ, ДЕ, ДЯ, ДЁ, ДЮ, ДИ.
Структура артикуляционного упражнения может быть следующей:
1. ТИДДИ – ТЕДДЕ – ТЯДДЯ –
ТЁДДЁ – ТЮДДЮ – ТИДДИ.
2. ТИ – ДИ – ДИ – ТТИ,
ТЕ – ДЕ – ДЕ – ТТЕ,
ТЯ – ДЯ – ДЯ – ТТЯ.
3. ТЕ – ДЕ – ДЕ – ТТЕ,
ТЮ – ДЮ – ДЮ – ТТЮ.
Чтобы закрепить произношение каждого звука, придумайте слова, в которых этот звук был бы в начале и в конце слова, пользуйтесь пословицами и поговорками.
Например:
· И – Знали, кого били, потому и победили;
· Е – Кто сеет да веет, тот не обеднеет;
· О – Красно поле пшеном, а речь умом;
· УЮ – Чужим умом умен не будешь,
Сам себя губит, кто людей не любит;
· АЯ – Голова без ума, что фонарь без огня,
Ошибайся, да сознавайся;
· И – П - Пошел Ипат лопаты покупать,
купил Ипат пять лопат,
шел через пруд – уцепился за прут,
упал Ипат – пропали пять лопат.
· Ы – Каков Мартын, таков у него и алтын.
Для достижения выразительности речи необходимо четко и ясно говорить с равной быстротой. Этому способствует работа над скороговорками.
Учителю приходится сталкиваться также и с вопросами темпа речи. На уроках иногда требуется быстрая, легкая речь, четкость которой должна быть предельной.
Поэтому работа над скороговоркой – средство к достижению четкости речи в любом темпе. Механическое, монотонное зазубривание скороговорок никогда не даст практической пользы.
Основываясь на смысле фразы, варьируя его на ходу, соответственно меняя интонацию, оратору легко будет пользоваться различными темпами речи.
Не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки. Сначала произносите ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова.
При произнесении скороговорки следите за полнотой всех проговариваемых звуков, не допуская нечеткости и смазанности.
Старайтесь, произнося скороговорки, ставить разные исполнительские задачи (внутренние речевые установки).
Например:
При речевом исполнении этого текста я хочу подшутить, хочу пожаловаться, хочу посплетничать, хочу похвастаться и т. д.
Примеры:
1. «Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой».
2. «Протокол про протокол протоколом запротоколировали».
3. «Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
про покупочки мои».
В учебной литературе Вы найдете текстовой материал для самостоятельных занятий дикцией, ряд скороговорок, текстов, упражнений, которыми нужно заниматься систематически, постепенно усложняя их.