О  ТВОРЧЕСТВЕ 

 Музыка античности: какой она была?

О двух Тимофеях и не только

Галя Константинова

 

Старого я не пою, новое моё – лучше…
Прочь ступай, древняя Муза!

(Тимофей Милетский, поэма «Персы»)

Музыкальная культура в Древней Греции – одновременно и определенный исторический этап, и «детство», и вершина.

Этап – потому что эта культура обнаруживает очевидные связи с более древними культурами Ближнего Востока – Египта, Сирии, Палестины (например, псалмы царя Давида стали основой дальнейшей псалмодии, а древнеегипетская храмовая погремушка стала музыкальным инструментом – систром). Вершина – потому что древнегреческие философы и математики сформировали первую полноценную теорию музыки. Детство – потому что плодами Древней Греции питалось в дальнейшем все человечество. Она вручила идеи и теории эпохе Возрождения, а затем и 20 веку.

Но, к сожалению, невозможно представить себе весь ход развития античной музыки. Если скульптуру можно увидеть воочию, то в том, что касается музыки, – можно только предполагать. Сохранилось всего около десятка фрагментов древнегреческой музыки в нотации того времени. Но зато они – первые в Европе! И упоминаний о музыке, трудов, посвященных ей, – огромное количество.

Музыка в жизни древних греков занимала важнейшее место. Воспитание человека не мыслилось вне музыки.

В Сенате шепчутся, что Диодор и Терпнос лучше меня играют на кифаре. Скажи мне честно. Они играют лучше меня? У тебя нежнее касание струн...

(Диалог из фильма «Камо грядеши?»)

Кифара – древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, на нем играли только мужчины. Первоначально игра на этом инструменте предполагалась только в помощь пению. Философ Платон строго указывал: «Применение отдельно взятой игры… на кифаре заключает в себе нечто в высокой степени безвкусное и достойное лишь фокусника» (Платон. Законы).

Гомер с кифарой

Певца, который пел под кифару, называли кифаред. Сначала у кифары было 5 струн, но потом появился музыкант-реформатор, который увеличил их количество до 11. Знаменитым певцом-поэтом-кифаредом был Тимофей Милетский (ок. 450 – ок. 360 до н. э.). За это его в Спарте невзлюбили, изгнали и в качестве наказания велели «лишние» струны обрезать. Издали даже специальный указ по этому поводу:

«Тимофей Милетский, прибыв в наш город, обесчестил древнюю Музу… Приглашенный на состязание, посвященное элевсинской Деметре, он непристойно украсил миф о родовых муках Семелы украшениями, тем самым неправильно научая юношей. За это цари… настоящим решили осудить Тимофея: ему предписывается обрезать одиннадцать струн кифары так, чтобы удалив лишние, оставить семь, чтобы каждый, видя суровый порядок города, воздержался вносить в Спарту что-либо негожее, дабы слава состязания не была поколеблена никогда»...

Судя о всему, Тимофей был, действительно, ярким новатором. Его упоминает Франсуа Рабле: «Тем же самым способом Понократ заставил Гаргантюа забыть все, чему его научили прежние воспитатели, – так же точно поступал Тимофей с теми из своих учеников, которые прежде брали уроки у других музыкантов». (Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»). Более того, не исключено, что он был новатором и в поэзии. Его стихи совершенно фантастическим образом напоминают русскую поэзию начала 20 века:

Процессия Диониса

…Струг бил в струг,
Полосуя гладь Форкиады;
Ноги обув
В зубы копий,
Взбычив лоб,
Рвались они смять
Сосновые руки весел…

Не менее удивительна история и находки поэмы Тимофея «Персы». Этот древнейший древнегреческий папирус был найден в Египте в 1902 году.

Кифара считалась инструментом бога Аполлона и противопоставлялась авлосу – инструменту бога Диониса. Это важный момент. Понятия «Аполлоническое» и «Дионисийское» («Дионисизм») вошли в философию, эстетику и психоанализ. А богу виноделия Дионису (он же небезызвестный Бахус) в античные времена посвящались целые празднества-вакханалии-оргии.

Авлет, играющий на двухствольном авлосе (Фото: Jastrow, Лувр)

Итак, у Диониса была своя музыкальная свита. И авлос был – одним из главных инструментов. Авлос – древнегреческий духовой музыкальный инструмент, который, возможно, пришел из Передней Азии. Но миф гласит, что его изготовила сама богиня Афина, но ей не понравилось, что нужно надувать щеки, инструмент она бросила. Авлос подобрал сатир по имени Марсий, дальше – целая большая и драматическая история, зафиксированная во многих произведениях искусства.

С тех пор на авлосе играли везде: и во время вакханалий, и во время траурных церемоний, авлос звучал и в военной музыке, и в культовой. Играли на нем и женщины.

Какая в песнях Тимофея власть
То разжигает, то смиряет страсть!
(Александр Поуп, английский поэт)

"Фавн Марсий учит молодого Олимпия игре на свирели" (Басин Петр Васильевич (1793-1877))

Самым знаменитым исполнителем на авлосе был Тимофей. Это не тот Тимофей, который Тимофей Милетский (исполнитель на кифаре, живший раньше), а другой – Тимофей, живший при Филиппе и Александре Македонских. Воздействие музыки этого Тимофея на знаменитого военачальника отражено в многочисленных произведениях литературы и живописи. Якобы и в бой Александр пошел только лишь потому, что услышал военную песнь Тимофея.

Эта история многократно описана, в том числе и Винченцо Галилеем, который был композитором, теоретиком и отцом Галилео Галилея (1520-е годы – 1591 год). Эту же историю описывает английский поэт Джон Драйден, впоследствии на тему этой поэмы напишет музыку Гендель. С античностью всегда так: потянешь одну ниточку и вытянешь клубок, который размотать и жизни не хватит. Огромный пласт культуры…

И зрелся Тимотей среди поющих клира;
Летали персты по струнам;
Как вихорь, мощный звон стремился к небесам;
Звучала радостию лира…
…Хвалою Бахуса воспламенились струны:
«Грядет, грядет веселый бог»…

(Джон Драйден «Пиршество Александра, или Сила гармонии», перевод В. Жуковского.)

Итак, мы познакомились только с двумя инструментами и двумя Тимофеями. Но не только они были великими музыкантами. Были и другие профессиональные певцы-сказители – аэды. С ними появились эпические и героические песни – рапсоды, гимны.

«Всем на обильной земле обитающим людям любезны,
Всеми высоко честимы певцы; их сама научила
Пению Муза; ей мило певцов благородное племя».
(Гомер «Одиссея». Песнь VIII)

Гюстав Моро. Смерть Орфея

Одним из знаменитых певцов был Терпандр из Лесбоса. Про остров Лесбос все знают, даже те, кто ничего про другие греческие острова не знает. Про Лесбос знают, про чемпиона Терпандра – нет. А он победил на пифийских играх в Дельфах, пел под семиструнную кифару. Дельфийский оракул призвал его приехать в Спарту, где певец должен был подавить народные беспорядки. Безусловно – своим пением. Тем самым лишний раз подтверждается важнейшая роль, которую древние греки придавали музыке во всех сферах. Терпандр считается основателем музыки и лирической поэзии в Древней Греции (VII век до н. э.).

Еще один знаменитый музыкант-поэт – Пиндар (522-518 до н. э. – 448-438до н. э.). Играл на авлосе, сочинял оды, гимны, застольные песни. Сами боги не чурались петь его стихи. «О, златая лира! Общий удел Аполлона и Муз» (Пиндар. Хоровая лирика). Пиндара называли первым из Девяти лириков, его влияние было огромным. Когда через 100 лет после смерти музыканта-поэта Александр Македонский (Великий) пошел войной на родной город Пиндара – восставшие Фивы, он велел уничтожить его до основания, оставив только храмы и дом Пиндара.




 
Музыкантами были и мифологические герои – Олимп и Орфей. Сказание об Орфее из Фракии и его Эвридике пережило тысячелетия. И будет жить всегда. А в следующий раз можно будет почитать о Платоне и Пифагоре. 

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-48135/

 Чаплин-шоу



Дочь Чарли Чаплина: Отец завел большую семью, потому что обожал внимание публики

Анна Проценко
"Российская газета" - Неделя №5558 (182)
18.08.2011, 00:06

Джеральдин Чаплин в особых представлениях не нуждается. Дочь великого Чарли Чаплина сейчас - знаменитая актриса, в фильмографии которой более 30 картин.

Джеральдин и ее супруг Патрисио Кастилья по приглашению XXXIII Московского международного кинофестиваля провели этим летом в Москве около двух недель. В эксклюзивном интервью "РГ" госпожа Чаплин рассказала о съемках в "Докторе Живаго", о том, как сыграла свою бабушку, и, конечно, о своем знаменитом отце.
Генетический талант

Российская газета: Хотелось бы начать беседу с вопросов о вашей знаменитой семье, но я в замешательстве, с кого начать? С вашего отца, маэстро немого кино Чарли Чаплина? Или с вашего деда, нобелевского лауреата по литературе и обладателя нескольких пулитцеровских премий Юджина О Нила?

Джеральдин Чаплин: Своего деда я не знала. Он очень плохо воспринял решение мамы выйти замуж за отца. Я, естественно, став постарше, читала и восхищалась пьесами деда. Помню, как-то с друзьями мы пошли в театр на постановку по его произведению. Я была под большим впечатлением от спектакля и начала очень эмоционально объяснять друзьям, что дед точно списал пьесу с моей большой и сложной семьи. На это один из моих друзей ответил: "Не задирай нос, Юджин О Нил списал эту пьесу с семьи каждого из нас". Думаю, эта фраза и объясняет, почему его считают отцом американской драматургии.

Чего мне стоило быть дочерью Чарли Чаплина? Меня часто об этом спрашивают. Я наслаждалась этим. Это означало, что перед тобой открывались все двери.

РГ: Каким был ваш отец?

Чаплин: На съемочной площадке он был строгим боссом, а вовсе не любящим родителем. Когда снимал "Огни рампы", он был крайне требователен ко всем, не делая нам, его детям, никаких поблажек. Мы же с братом были счастливы, что из-за съемок могли прогулять школу. В жизни он обожал внимание и публику. Наверное, как раз потому и завел себе большую семью. (Смеется.)

Когда мы семьей выбирались в ресторан, то он любил устраивать следующий трюк. В Швейцарии есть блюдо, одно из его любимых, называется "Синяя треска". Рыбу, еще живую, кидают в кипящую воду. Готовую, ее целиком кладут на блюдо. В детстве нам казалось, что у рыбины в глазах застывало выражение ужаса. Отец брал блюдо в обе руки, обнимал его и с трагичным и дрожащим голосом произносил: "Эмма! Дорогая Эмма, это ты. Я узнал тебя!" После этого высасывал у рыбины глаз и еще раз всхлипывал: "Ах, моя дорогая!"

Еще одна история происходила обычно с обязательной в ресторанах дегустацией вина. С необычайно серьезным видом отец педантично следил за тем, как вино наливают в бокал. Он тщательно оценивал его цвет, аромат, затем набирал глоток в рот и продолжительно смаковал. После чего резко поворачивался за спинку стула и на выдохе выплевывал все на пол с лицом редкого отвращения. Буквально через мгновение с невозмутимым выражением на лице отец бросал взгляд истого аристократа на официанта и с достоинством произносил: "Потрясающе, просто восхитительно".

РГ: Правда ли, что отец вам написал письмо с наставлениями для дочери и актрисы?

Чаплин: О письме я узнала от своих иранских друзей. Не знаю, откуда оно появилось, но не в духе отца было писать такие письма. Главный урок мастерства, который он нам преподал, - его собственное отношение к любимому делу.
Я - благодарный зритель

РГ: Как вам было работать с Дэвидом Лином в "Докторе Живаго"?

Чаплин: С Дэвидом мы подружились уже после съемок "Живаго". Насколько фильм получился русским? Сложно ответить. Можно с уверенностью утверждать, что он на 100% получился фильмом Дэвида Лина.

Как когда-то мой отец воссоздавал лондонские улицы в США для съемок, так и Дэвид отстроил в Мадриде два кусочка России, две улицы: богатую и бедную. Деревенские кадры снимались в испанской Сории, где той зимой не выпало ни снежинки. На площадке летала мраморная крошка, а мы кутались в зимнюю одежду и изображали, что нам холодно в 45-градусную жару. Нам не давали пить в течение дня, чтобы мы не покрывались потом.

РГ:Как вы готовитесь к ролям? Как относитесь к популярности?

Чаплин: Если мне предстоит играть реального человека или исторического персонажа, то я постараюсь найти и прочитать все, что только известно о нем. Муж вам подтвердит, насколько все серьезно. Он шутит, что когда я играю убийц, то обстановка в доме накаляется и далека от нормальной. К популярности отношусь совершенно спокойно. Нас с братьями и сестрами фотографировали с ранних лет.

РГ: В фильме "Чарли Чаплин" вы сыграли свою бабушку, каково это было: играть члена своей семьи, но в то же время пожилую женщину?

Чаплин: Ко времени съемок фильма я была уже немолода, так что при всем желании не смогла бы сыграть никого из красавиц подружек отца. (Улыбается.) Я сыграла многих героинь в возрасте. В определенной степени для меня имеет большее значение продолжать работать, и нет никаких предубеждений перед возрастными героинями.

РГ: Какое кино смотрит Джеральдин Чаплин? Как вы относитесь к новым технологиям в кино?

Чаплин: Я определенно очень благодарный зритель, очень эмоциональный. Люблю смотреть кино, зачастую это фестивальные фильмы. Очень редко смотрю коммерческие ленты. Хотя в этом году мы с мужем были на премьере третьей части "Трансформеров". Теперь мы знаем, во что же постоянно играет наш внук. Отец снял большинство своих работ в жанре немого кино. Он считал, что звук убьет кино. Мы стали свидетелями того, что звуку кино убить не удалось. А ведь когда-то и он был новой технологией киноиндустрии. Так что я не противник нового.
Хочу сниматься в России

РГ: Нравится ли вам российское кино?

Чаплин: К сожалению, я практически не знаю нового российского кино и режиссеров. Конечно, я знакома с классикой и классиками. Эйзенштейн, Пудовкин, Тарковский. Современное кино? Я даже не знаю, что сказать. Его не показывают в Испании, где я сейчас живу. На 33-м ММКФ я познакомилась с двумя молодыми российскими режиссерами: Николаем Хомерики и Сергеем Лобаном. Сергею я даже оставила свой телефон, чтобы он звонил не моему агенту, а мне напрямую, если в его следующем фильме найдется для меня роль. В его картине "Шапито-шоу" снималась молодая команда. Такие красивые юные и чистые лица.

Я осталась под огромным впечатлением от Ренаты Литвиновой. У нее эпизодическая роль в фильме Хомерики "Сердце бумеранг". В этом эпизоде она настолько владеет пространством, она задает темп и ритм. Ее движения - завораживающий танец. Короткий эпизод актриса смогла превратить в отдельное невероятное представление.

РГ: Каковы ваши впечатления от России и Москвы? Вы здесь впервые?

Чаплин: Да, наконец сбылась мечта побывать в России. Мы много путешествуем по миру, но только сейчас оказались в Москве. Россия была и продолжает оставаться местом притяжения и большого интереса. Нам не удалось за этот визит посмотреть все, что мы хотели. Я увожу отсюда в своей памяти вид Красной площади. На рассвете, днем, вечером при свете фонарей сердце Москвы выглядит поистине величественно. Увожу из России стойкое чувство, что нам точно нужно сюда еще вернуться.   

 В каждом человеке — солнце.

Только дайте ему светить. [Сократ]

  

 10 правил эффективного творчества

Остина Клеона

 Остин Клеон — это художник и поэт, автор сборника Newspaper Blackout Poems. В марте 2011 года в своем блоге он сформулировал правила эффективного творчества, которые мгновенно его прославили. T&P перевели этот манифест о жизни, работе, интернете, общении и творчестве.

1. Кради как художник

Каждому художнику приходится отвечать на вопрос, откуда он берет свои идеи. Честный художник ответит: «Я ворую их». Вот и все, что можно об этом сказать. Это понимает каждый художник.

Есть 3 слова, которые вселяют в меня надежду всякий раз, когда я их читаю.



Нет ничего оригинального. Об этом было сказано еще в Библии: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Экк 1:9). В любом новом проекте смешаны элементы старых идей или просто изменяется одна из них.



В художественных школах всегда показывают один трюк. Нарисуйте на листе бумаги две параллельные линии:



Сколько линий на рисунке? Видна первая линия, вторая, но есть ещё и темная линия между ними. Видите?

1 + 1 = 3.



Есть еще один хороший пример того, о чем я говорю — в генетике. Вы наследуете гены своих отца и матери, но при этом не являетесь только набором родительских черт. Вы — нечто большее, новая версия и родителей и всех своих многочисленных предков.



Вы не можете выбирать родителей, но можете выбирать учителей, друзей, музыку, книги и фильмы.



Об этом говорит Jay-Z в своей книге «Decoded»:

«Мы росли без отцов, поэтому находили их на улицах, в истории, и в какой-то степени это было подарком для нас. Нам приходилось выбирать себе предков, которые бы наполнили мир, который мы собирались построить для себя... Обычно наши отцы уходили, потому что были отвергнуты, но мы брали их старые записи и использовали их, чтобы создать что-то новое».

На самом деле, ты — это то, что ты впускаешь в свою жизнь. Ты — сумма того, что на тебя влияет. Как говорил Гете, «нас создает и формирует то, что мы любим».



Художник — это коллекционер. Не скупердяй, который собирает все без разбора, а именно коллекционер — который целенаправленно собирает только те вещи, которые действительно любит.

Есть одна экономическая теория — если сложить доход своих пяти ближайших друзей и найти среднее арифметическое, результат окажется очень близким с собственному доходу.

Думаю, то же самое относится и к идейному доходу. Мы настолько же круты, насколько круто наше окружение.



Моя мама любила повторять мне: «Мусор на входе — мусор на выходе». Это сводило меня с ума. Но теперь я понимаю, что она имела в виду. Ваша задача — собирать идеи. Лучший способ для этого — читать. Читать, читать, читать, читать, читать. Газеты, погоду, дорожные знаки, лица незнакомцев. Чем больше вы читаете, тем шире выбор того, что повлияет на вас.



Выберите писателя, который вам действительно нравится. Найдите все его произведения. Узнайте, что он сам читал. И прочитайте все это. Взбирайтесь по своему генеалогическому дереву писателей.

Крадите идеи и сохраняйте их на будущее. Носите всюду записную книжку. Пишите в книгах. Вырывайте страницы из журналов и создавайте из них коллажи в своем скрапбуке. Крадите, как художник.


2. Чтобы начать действовать, не нужно ждать

В прошлом году по интернету ходило видео с Рэйном Уилсоном, который играл Дуайта в телесериале «Офис». Рассуждая о творчестве, он сказал именно то, что позволяет стольким людям откладывать свои проекты: «Если вы не знаете, кто вы и для чего живете или во что верите, практически невозможно заниматься творчеством».

Если бы я ждал, когда пойму «кто я» и «для чего живу» до того, как стал «заниматься творчеством», я до сих пор сидел бы без дела, пытаясь найти себя, вместо того, чтобы просто начать что-то делать. По собственному опыту знаю — именно в процессе работы мы понимаем кто мы.



Вы уже готовы. Начинайте делать. Возможно, вы напуганы. Это естественно. Есть одна особенность, которая свойственна прежде всего образованным людям. Она называется «синдромом самозванца». Согласно медицинскому описанию, это «психологический феномен, при котором человек не способен адекватно принимать собственные успехи». Он чувствует себя обманщиком, который все делает наугад, а на самом деле даже не понимает, чем занимается.

И знаете что? Никто не понимает. Когда я начал вычеркивать слова из газетных колонок, я не имел ни малейшего понятия о том, что делаю. Я знал только, что это здорово. Это казалось не работой, а игрой. Спросите любого хорошего художника, и он скажет правду — он не знает, откуда берутся шедевры. Он просто делает свое дело. Каждый день.



Притворяйтесь, пока не начнет получаться. Мне нравится эта фраза. Ее можно понимать двояко: притворяйся, пока не достигнешь успеха, пока все не увидят тебя таким, каким ты хочешь. Или — притворяйся, пока действительно не научишься что-то делать. Мне очень нравится эта мысль.



Еще мне нравится книга Патти Смит Just Kids. Это история о том, как два друга приехали в Нью-Йорк, чтобы научиться быть художниками. Знаете, как они это делали? Они вели себя как художники. Мой любимый, ключевой, сюжет книги — Патти Смит и ее друг Роберт Мэплетхорп, одевшись как бродяги, отправились в Вашингтон-Сквер, где всегда много народа. Одна старушка уставилась на них и сказала мужу: «Сфотографируй их. Думаю, они художники». «Нет, — он покачал головой, — они просто дети».

Весь мир — это сцена. Для творчества вам тоже нужна сцена, костюм и сценарий. Сцена — это ваше рабочее пространство. Это может быть студия, письменный стол или альбом для набросков. Костюм — это ваша рабочая одежда — специальные штаны, в которых вы рисуете, домашние тапочки, в которых пишете, или та забавная шляпа, что вдохновляет вас. А сценарий — это время. Час здесь, час там. Сценарий в пьесе — это только время, отведенное на разные эпизоды.

Притворяйтесь, пока не начнет получаться.


3. Напишите книгу, которую сами хотели бы прочитать

Расскажу короткую историю. «Парк Юрского периода» вышел в прокат, когда мне было 10 лет. Я бредил этим фильмом — как и всякий 10-летний ребенок. В тот момент, когда я выходил из кинотеатра своего провинциального городка, я уже ждал продолжения.

На следующий день я сел за свой старый компьютер с зеленым монитором и сам написал продолжение. В нем сын лесника, съеденный в первом фильме велоцирапторами, возвращается на остров вместе с внучкой создателя парка. Он хочет разрушить парк окончательно, она — сохранить его. С ними случаются разные приключения, и в результате они, конечно, влюбляются друг в друга.

Тогда я не знал, что написал то, что сейчас называется фан-фикшн — выдуманными историями с уже существующими персонажами. Я сохранил тогда свою историю на компьютере. А через несколько лет вышел «Парк Юрского периода-2». И его сюжет был высосан из пальца. Сиквел фильма никогда не может сравниться с продолжением, которое мы уже создали в своей голове.



Начинающий писатель всегда задается вопросом, о чем ему стоит писать. Обычно ему говорят: «Пиши о том, что хорошо знаешь». В результате часто получаются ужасные истории, в которых не происходит ничего интересного. Поэтому лучший совет — не писать о чем знаешь, а писать о чем хочешь. Напишите такую историю, которая нравится вам самим. Мы занимаемся творчеством, поскольку нам это по душе. Вся художественная литература — это, по сути, фан-фикшн. Лучший способ решить, чем заняться — это подумать о том, чего бы вам хотелось достичь, но ещё не сделано, и потом сделайте это. Создавайте картины, на которые вы сами хотели бы смотреть, музыку, которую хотели бы слушать, пишите книги, которые хотели бы прочитать.


4. Пользуйтесь руками

Мой любимый мультипликатор Линда Барри однажды сказала: «Ваши руки — это самый первый цифровой девайс». Когда я учился писательскому мастерству в колледже, мне приходилось, как и всем, сдавать свои сочинения, набранными через двойной интервал шрифтом Times New Roman. И у меня все выходило ужасно. Стоило мне только начать писать от руки, как работа пошла веселее, и ее качество заметно улучшилось.

Чем дальше я держусь от компьютера, тем лучше становятся мои идеи. Microsoft Word — это мой враг. Я все время пользуюсь им на работе, поэтому в остальное время стараюсь с ним не связываться.

Думаю, что чем больше писательство становится физическим процессом, тем лучше получаются произведения. Можно почувствовать чернила на бумаге. Можно разложить листы по всему столу и перебирать их. Можно положить текст везде, где на его будет удобно смотреть.

Меня часто спрашивают, почему я не создам приложения Newspaper Blackout для iPhone или iPad. Я отвечаю, что, есть некое волшебство в том, чтобы держать в руке печатный лист. В творческий процесс вовлекаются многие из чувств — даже запахи могут подарить совершенно особенный опыт.



Искусство, которое идет только от головы, ничем хорошим быть не может. Посмотрите на любого талантливого музыканта, и вы поймете, о чем я. Когда я составляю стихи, я не чувствую, что это работа. Это как игра. Мой совет: найдите способ вовлечь свое тело в работу. Рисуйте на стенах. Стойте во время работы. Раскладывайте вещи на столе. Пользуйтесь руками.


5. Сторонние проекты и хобби — важная вещь

Главная вещь, которую я понял в то недолгое время, что я был художником: именно сторонние проекты «выстреливают». Под ними я подразумеваю те вещи, которые сначала казались незначительными. Просто игрой. Однако как раз эти вещи действительно стоящие — именно в них заключается волшебство. Мои «зачеркнутые» стихи (The blackout poems) были таким сторонним проектом. Если бы я занимался только написанием коротких рассказов, если бы не давал себе свободно экспериментировать, я бы никогда не стал тем, кто я сейчас.



Не менее важно иметь хобби. Что-то исключительно для себя. Мое хобби — это музыка. Мое творчество адресовано всем, а музыка — только мне и друзьям. Мы собираемся каждое воскресенье и устраиваем шумиху на час-два. И это прекрасно. Итак, совет таков: выделите себе время на безделье. Найдите хобби. Это пойдет на пользу, и вы никогда не знаете, куда приведет вас ваше увлечение.


6. Секрет: делайте что-то хорошее и размещайте там, где люди увидят это

Я получаю много писем от молодых художников, которые спрашивают, как им найти своего зрителя. «Как сделать так, чтобы меня кто-то открыл»? Я очень хорошо их понимаю. После окончания колледжа у меня тоже был в некоторой растерянности. Учебный класс — это прекрасное, хотя и искусственно созданное для творчества место — профессору платят за то, что он занимается твоими идеями, а твои сокурсники платят за то, чтобы интересоваться ими.

Никогда в жизни у вас больше не будет таких внимательных зрителей. Однако вскоре вы узнаете, что миру в целом нет дела до ваших идей. Это звучит жестко, но это так. Как сказал Стивен Прессфилд, «это не значит, что люди необразованы или жестоки, они просто заняты». Если бы существовала какая-то секретная формула завоевывания аудитории, я бы рассказал вам ее. Но я знаю только одну не такую уж оригинальную формулу: «Сделайте хороший проект, и поместите туда, где люди смогут его увидеть».

Этот процесс проходит в 2 этапа:

Шаг 1: «Сделайте хороший проект» — невероятно сложен. И здесь нет рецепта быстрого успеха. Занимайтесь своей идеей каждый день. Терпите неудачи, делайте лучше.

Шаг 2: «Сделайте так, чтобы проект увидели» — был сложным только 10 лет назад. Теперь же все очень просто — «поместите проект в интернет».



Вы должны удивляться вещам, которым никто кроме вас не удивляется. Если кто-то находит удивительными яблоки, удивляйтесь апельсинам. Одна из тех вещей, которым я научился будучи художником, — чем более открыто ты делишься своими чувствами, тем больше людям нравится твое искусство. Художники — не фокусники. За раскрытие своих секретов не последует никакого наказания.



Верите или нет, но меня очень вдохновляют люди вроде Боба Росса и Марты Стюарт. Боб учит людей рисовать, а Марта рассказывает, как преобразить свой дом и всю жизнь. Они оба делятся своими секретами.

Людям нравится, когда ты раскрываешь секреты, и иногда, если у тебя это хорошо получается, они покупают то, что ты продаешь.

Когда ты открываешься и вовлекаешь людей в творческий процесс, ты сам учишься. Я очень многому научился у ребят, которые присылали свои сочинения на сайт Newspaper Blackout. Я много заимствую у них. Мы взаимно обогащаем друг друга.

Поэтому мой совет: осваивайте интернет-программы. Узнайте, как делать вебсайт, как работать в блогах, «Твиттере» и прочих подобных сервисах. Найдите в интернете людей, которые любят те же вещи, что и вы, и общайтесь с ними. Делитесь с ними идеями.


7. География больше не управляет нами

Я счастлив, что живу именно сейчас.



Я вырос посреди кукурузных полей в южном Огайо. Когда я был ребенком, единственное что я хотел — это попасть в компанию к художникам. Вырваться из южного Огайо и очутиться там, где что-то происходит.

Сейчас я живу в Остине, в Техасе. В целом, классное место. Повсюду масса художников и других творческих людей.

И знаете что? 90% моих наставников и коллег не живут в Остине. Они живут в интернете. Большая часть моих проектов, разговоров и творческих знакомств происходят в сети. Вместо реального общения в художественных студиях, я завел приятелей в твиттере и Google Reader.

Вся жизнь случайна.


8. Старайтесь быть хорошим человеком (потому что мир тесен)

Скажу об этом вкратце. Это единственная причина, почему я здесь — для того чтобы найти новых друзей.



Курт Воннегут сказал об этом намного лучше: «Я знаю только одно правило: нужно быть добрым, черт возьми». Золотое правило стало еще более ценным в нашем таком тесном мире. Важный урок: если вы говорите о ком-то в интернете, он это обнаружит. Все набирают свое имя в гугл-поиске. Лучший способ победить врагов в интернете — игнорировать их. Лучший способ приобрести друзей — говорить о них хорошо.


9. Будьте скучными (это единственный способ что-то сделать)

Как сказал Флобер: «Нужно быть правильным и последовательным в повседневной жизни — это позволит быть страстным и оригинальным в работе». Я скучный парень, работающий с 9 до 17, и живущий в тихом районе вместе с женой и собакой.

Весь этот романтический образ богемного художника, который употребляет наркотики, слоняется без дела и спит со всеми подряд, — полностью выдуман. Он предназначен для сверхчеловека или для того, кто хочет умереть молодым. Правда в том, что искусство требует много энергии. А энергии не будет, если тратить ее на посторонние вещи.

Вот несколько советов, которые принесли пользу лично мне:

— берегите себя;

— завтракайте, делайте пару подтягиваний, нормально спите. Помните, что я говорил раньше о том, что хорошее искусство идет из тела?

— не берите в долг;

— живите просто. Экономьте на каждой копейке. Свобода от финансовых стрессов означает свободу в искусстве;

— найдите дневную работу и держитесь за нее. Такая работа приносит деньги, связь с миром и рутинным распорядком. Закон Паркинсона гласит: работа заставляет лучше распределять время. Я работаю с 9 до 17 и занимаюсь творчеством ровно столько же, сколько занимался, работая по полдня.

— заведите календарь и дневник. Вам нужен список предстоящих и прошедших событий. Искусство требует постепенной работы. Совсем несложно написать странницу в день. Делайте это 365 дней в году, и у вас получится большая повесть. Календарь поможет вам планировать работу. Вот календарь, который я использовал, когда писал книгу.



Календарь показывает конкретные цели, помогает вам оставаться на плаву и с удовольствием зачеркивать выполненные задачи. Заводите календарь для любой цели. Разбейте выполнение задачи на маленькие промежутки времени. Превратите это в игру.



Для прошедших событий я предлагаю вести дневник. Это не регулярный журнал, а просто маленькая книжечка, в которую нужно заносить все, что вы делаете каждый день. Вы поразитесь тому, насколько полезным может быть такое ежедневное записывание, особенно через несколько лет.

Создайте крепкую семью. Это самое важное, что вам придется сделать. Хороший супруг будет не только вашим партнером, но и коллегой, другом, тем, кто всегда рядом.


10. Творчество — это отказ от ненужного

Часто художник бросает именно то, что в итоге делает его искусство интересным. В наш век информационного изобилия успеха добьются те, кто поймут, что нужно отбросить, чтобы сосредоточиться на том, что для них действительно важно. Посвящение себя чему-то означает отказ от других вещей. Это верно и в отношении искусства.

Творчество — это не только вещи, которые мы решаем включить, но и те, что мы исключаем. Или вычеркиваем. Вот, пожалуй, и все, что я могу сказать.

 

http://theoryandpractice.ru/posts/2512-10-pravil-effektivnogo-tvorchestva-ostina-kleona



 

  На все случаи жизни не найду вам совета,
Дорогие подарки не стану дарить,
Приглашаю вас в Детство, на такую планету,
Где заветной мечтою захочется жить.

Где по звёздам далёким вам судьбу прочитают,
Как раскрытую книгу счастливых времён.
Там не ходят обычно, а всё больше летают,
Каждый маленький житель ещё окрылён.

Там высокие травы на тонюсеньких ножках
Прямо к солнцу доставят любого из вас,
На знакомых тропинках, незабытых дорожках
Чудеса вырастают на всех про запас.

Я рассказывать сказки бесконечно вам буду,
Только будьте добрее, живите без ссор.
Приглашаю вас в Детство, вы пожалуйте, люди,
Там вас помнят и любят, и ждут до сих пор.

Автор: Марина Борисова

Сделать бесплатный сайт с uCoz